![]() |
![]() |
|
![]() | ![]() |
КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙк итогам конкурса «Свободный полет» 2010 годаДебют ежегодного конкурса «Свободный полет» состоялся и «первый блин» не оказался «комом»! Конечно, времени у конкурсантов было мало. К тому же не все наверное хорошо поняли цели конкурса. Поэтому большинство из 55 присланных работ были результатами исследований, проведенных до объявления конкурса, материалами диссертаций и т.п. Во многих работах ставились и решались актуальные задачи, некоторые затрагивали довольно серьезные фундаментальные проблемы. Более подробный анализ присланных работ будет сделан позже. Все работы без исключения были проверены как в плане корректности выводов, так и в плане их соответствия целям и духу конкурса. Нас не очень интересовала практическая ценность работы. Да и чисто научная ценность имела второстепенное значение. Знания и эрудиция авторов также не являлись главными факторами. Есть ли за работой индивидуальность, самостоятельная мысль, независимая личность, дерзость, наконец, - вот что мы считали главным. И важно было, чтобы все это было продемонстрировано четко и по возможности лаконично. Именно в силу сказанного относительно несложная работа Кушнаревой Л.П. заняла в конкурсе для лиц до 35 лет первое место. В своей работе Кушнарева привела исчерпывающий список совершенных треугольников, доказав, что иных нет. Более того, она «осмелилась» обобщить определение совершенных фигур на произвольные размерности. Сделала это кратким и четким образом и получила ряд общих результатов, касающихся многоугольников и трехмерных фигур. Конечно, были более солидные работы, но жюри решило, что работа Кушнаревой в наибольшей мере отвечает духу и целям конкурса. Остальные три работы, отмеченные в конкурсе для лиц до 35 лет, своеобразны каждая по своему. Например, работы Скопенкова М.Б. и Соловья А.Б. хотя аналитически и близки, но различны по исполнению и по приложению. Скопенков решает известную математическую задачу (разрезание многоугольников на квадраты) довольно необычным способом – физическим методом, как обратную задачу теории электрических цепей. В работе Соловья оригинальна сама задача – рассмотреть жидкую среду как замощение части пространства геометрическими (тетраэдрическими) структурами со свойствами, которые обеспечивают динамику среды. В работе Федюкова А.А. жюри оценило и постановку задачи (управление колебаниями перевернутых маятников) и подход к ее решению, когда автор исследует условия, при которых для управления достаточен определенный минимум информации. На конкурс для лиц до 18 лет поступило 6 работ. Три из них резко выделялись по уровню и по содержательности и жюри не сочло возможным ставить кого-либо из них на первое место. В работе Ашурбековой К.К. рассматривались произведения, в которых сомножителями являются всевозможные суммы разных членов двух последовательностей. Жюри оценило не столько то, что автор самостоятельно разобралась в соотношениях значений этих произведений при перестановке членов одной из последовательностей (это не очень сложная задача), а то, что эти соотношения были использованы для доказательства различных, отнюдь не очевидных, неравенств. Болбачан В.С., раскладывая некоторые элементарные функции в ряды специального типа, продемонстрировал высокую (для своего возраста) математическую технику. Но в большей мере жюри привлекло то, что автор качестве гипотез сформулировал ряд соотношений, в доказательстве которых могут помочь его результаты. В работе Маслова И.В. поставлен вопрос: может ли метеоритное тело, пройдя через атмосферу, приобрести дискообразную форму. Получить развернутый ответ на этот простой вопрос затруднительно и теоретически (много факторов) и экспериментально (слишком велики скорости тел). Автор сделал то, что возможно было в его условиях. Оценил давление, которое оказывает на тело среда, и показал, что реальные скорости метеоритов обеспечивают давление необходимое для деформации тел. В модельных экспериментах автор увеличил плотность среды и использовал более мягкие тела, что позволило рассмотреть процесс с небольшими скоростями тел. В совокупности теоретические оценки и результаты опытов дают основания для утвердительного ответа на поставленный вопрос. Во внеконкурсной работе Тасмурадова С.С. рассматриваются наборы чисел такие, что при удалении любого числа из набора остальные числа можно разбить на две группы с одинаковыми суммами (обобщение известной задачи про гири). Жюри оценило не только саму работу, но и то, что в ее рамках можно сформулировать разнообразные задачи. Жюри конкурса «Свободный полет». |
|